Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Главврач БСМП Сергей Тарасенко дал интервью корреспонденту газеты «Рязанские ведомости»

10.07.2023
399
0
В рязанской больнице скорой медпомощи возобновил работу центр хирургии печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей.

Этот центр был создан ещё 17 лет назад — в 2006 году, когда БСПМ базировалась в старом здании на улице Дзержинского. Теперь в более современных и комфортных условиях новой больницы её руководство ставит задачу помочь как можно бóльшему числу людей, которым требуются операции на органах гепатопанкреатодуоденальной зоны.

Наиболее часто врачи сталкиваются с желчнокаменной болезнью и её различными осложнениями. Подробнее о том, чем сегодня занимается центр хирургии печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей БСМП и как попасть туда на лечение, специально для рубрики «На здоровье» рассказал главный врач больницы, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой госпитальной хирургии РязГМУ, заслуженный врач РФ, хирург-гепатолог Сергей Тарасенко.

– Сергей Васильевич, центр хирургии печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей насколько сегодня востребован?

– Центр был востребован, остаётся таковым сейчас и, уверен, будет всё более и более востребованным в дальнейшем. Мы потому в 2006 году его и создавали, что было много пациентов с заболеваниями печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей, которым требовалась специализированная помощь. А у нас на тот момент уже был солидный опыт. В период пандемии коронавируса, когда все усилия медиков были направлены на борьбу с ковидом, внимание к теме, о которой мы говорим, ослабло. Но это не значит, что пациентов нашего профиля стало меньше. Наоборот, в пандемию многие откладывали обращение к врачу по поводу проблем с печенью, поджелудочной железой и желчевыводящими путями. А значит, работы теперь нам должно прибавиться.

– Напомните, пожалуйста, какие операции делают в центре?

– Это практически все операции на органах гепатопанкреатодуоденальной зоны, кроме трансплантации печени. Сюда относятся хирургические вмешательства при желчнокаменной болезни и её осложнениях, хроническом панкреатите и онкозаболеваниях поджелудочной железы, очаговых заболеваниях печени и желчных протоков, механической желтухе, различных травмах. Бóльшая часть операций высокотехнологичные и малоинвазивные, то есть соответствующие современному уровню мировой гепатопанкреатохирургии. Вмешательства мы проводим как планово, так и экстренно.

– Какие дополнительные возможности вам даёт работа в новых условиях современной БСМП?

– Во-первых, здесь отличные условия с точки зрения пребывания больных — просторные палаты с туалетом и душем. У нас хорошая реанимация — пациентам на первых этапах после операций требуется нахождение в ней. Есть вся необходимая аппаратура для диагностики и лечения. Например, в нашем распоряжении сейчас аппарат эндоУЗИ с возможностью взятия биопсии. Инструменты для операций становятся всё более совершенными. То есть сегодня в БСМП совсем другой уровень оснащения, нежели раньше. Созданы все условия, чтобы эффективно лечить наших больных.

– Основная масса пациентов, которыми занимаются в центре хирургии печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей, — это кто?

– Это пациенты с желчекаменной болезнью (ЖКБ) и её осложнениями. Раньше считалось, что такая проблема бывает, как правило, у женщин старшего возраста. Теперь мы видим, что болезнь молодеет, ею страдают даже подростки. Часто к нам поступают пожилые пациенты, у которых, помимо ЖКБ, целый букет хронических заболеваний — гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, метаболический синдром. Это сложные больные, и к ним нужен особый подход, но мы их тоже берём на операции.

– Можете дать однозначный ответ на вопрос, нужно ли делать операцию при желчекаменной болезни, если она никак не беспокоит человека?

– Есть современные клинические рекомендации, в которых сказано, что ЖКБ нужно лечить хирургически, и я с этим полностью согласен. Камень в жёлчном пузыре непредсказуем, в любой момент он может дать осложнение. Не следует до этого доводить. Проще провести простую плановую операцию малоинвазивно, чем иметь дело с острым состоянием. Как говорил известный немецкий хирург Ганс Кер, «носить камень в жёлчном пузыре — не то же самое, что серьгу в ухе», и он был совершенно прав.

– Вы уже упомянули малоинвазивную хирургию. Означает ли это, что любую операцию на органах гепатопанкреатодуоденальной зоны можно провести лапараскопическим методом, то есть через небольшие проколы в животе?

– Сегодня лапароскопия стала уже золотым стандартом в хирургии, и мы, конечно, стремимся оперировать малоивазивно. Но есть случаи, когда открытых операций не избежать. Например, при опухолях, которые нельзя убрать эндоскопически. Тем не менее, мы развиваемся в этом направлении. И сейчас резекции печени начинаем делать лапараскопически, хотя раньше всегда оперировали открыто. В целом могу сказать, что, выбирая ту или иную хирургическую тактику, мы исходим в первую очередь из того, как будет лучше для пациента и его качества жизни.

– Какие у вас есть планы по развитию центра хирургии печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей?

– В планах — наладить постоянный поток больных по профилю центра с последующим разделением их по направлениям — печень, поджелудочная железа. Мы работаем с рязанскими поликлиниками, медицинскими организациями в районах области, и там знают, в каких случаях к нам можно направить пациентов. Планируем также усилить команду врачей и медсестёр. Всегда рады молодым специалистам. Наш рязанский медуниверситет серьёзно работает в части подготовки будущих хирургов — проводятся олимпиады по хирургии, студенты и ординаторы занимаются в симуляционном центре, в учебной операционной WetLab. Хирургия — дело молодых, и я всегда приветствую, когда заинтересованные и деятельные начинающие хирурги вливаются в нашу команду. И, конечно, мы намерены дальше осваивать новые технологии, делать больше лапараскопических операций, продолжать научную работу. Также есть задумка открыть ещё один хирургический центр на базе нашей больницы, где оперировали бы грыжи.

– Сергей Васильевич, в заключении самый главный вопрос. Как попасть на лечение в центр хирургии печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей БСМП?

– Очень просто. Можно связаться с нами через сайт больницы, обратиться в приёмный покой. Мы принимаем как по направлениям, так и без них. Единственное, при себе необходимо иметь паспорт и полис ОМС. В приёмном отделении кто-то из старших хирургов обязательно осмотрит пациента и проконсультирует. Если диагноз поставлен и есть заключение, что необходимо оперативное лечение, то обращаться в БСМП лучше уже с результатами стандартного предоперационного обследования, которое можно пройти в своей поликлинике. Мы готовы помочь всем, кто страдает заболеваниями печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей и нуждается в оперативном лечении. Особо подчеркну, что операции для наших пациентов бесплатные — больница строилась на бюджетные деньги и работает в рамках системы ОМС.

Источник: https://dzen.ru/a/ZKLMyEQbPyc9pcIM